МАОР: Образование


Главная страница
Общая информация
Новые отделения
Образование
Высшая археология
Толерантность
СМИ
Журнал
Новые книги(проекты)
Новости
 


























































 


























































 








































































 


























































 











































































МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТВОРЧЕСТВА "РОССИЯ"



Проект концепции.


Цель разработки проекта: подготовка к созданию общероссийского высшего учебного заведения для обучения и воспитания творчески наиболее одаренных и общественно ориентированных студентов по общественно наиболее важным дисциплинам. Задачи Университета "Россия"
- максимальное развитие творческих способностей и общественной ориентации молодых людей;
- создание объединительного представления о Мире, искусственно расчлененном по отдельным наукам в последние сотни лет;
- внесение вклада в ускорение общественного, главным образом социального, экологического и духовного развития страны [разных стран, народов];
- обеспечение наилучшей передачи опыта от более опытных творцов - молодым;
- воспитание лиц, умеющих в любой науке, религии, в любом учении, в деятельности любых сообществ усматривать фундаментальные основы их существования - для удовлетворения тех или иных реальных общественных потребностей, потребностей только этих сообществ или только их руководителя (организатора) - наносные, прагматические и даже антиобщественные;
- воспитание лиц, способных инициировать и осуществлять нетрадиционные решения и добиваться существенного вклада в развитие страны и человечества;
- обучение теории и практике самооценки и оценки общественной полезности своих и чужих достижений;
- разработка основ духовного, во всяком случае - социального единения конфессий, различных духовных сообществ, народов и рас;
- создание очага распространения по Земле общественно направленной идеологии гуманистического, творческого преображения планеты в мир благоденствия и гармонии человека и природы.
МГУТ "Россия" - университет общественно-государственный с минимальным базовым бюджетным финансированием и с возможностью вкладов от спонсоров и заказчиков будущих выпускников. Это будет первичное или второе высшее образование. Предусматривается добровольный выбор предметов, в т.ч.: языков; истории и теории ускорения общественного прогресса; теории и практики творчества, микро- и макрооценки его результатов; стимулирования качества и экологической чистоты продукции и социально-экологической эффективности производств; основ религий и разделов философии; разных естественных и технических предметов; искусства сохранения и умножения физического и психического здоровья человека. Обучение будет производиться путем погружения в каждый предмет на неделю или недели. Всё это позволит выпускникам не искать работу менеджера или бухгалтера, а их нанимать. Профессия выпускника: инженер общественного развития (будет согласовываться). Подбор студентов: Критерии отбора в настоящее время отрабатываются. Видимо, будет предусмотрен специальный режим отбора: кроме определенного объёма знаний - по уровню талантов исследователя и главное - конструктора технико-экономических и социальных систем. Отбор будет происходить через оценку успешности решения конкурсных задач из разных сфер жизни с простыми, понятными лицам из всех слоев общества коллизиями, отбираемых для каждого из абитуриентов по случайному закону с помощью ЭВМ и анализом полученных анонимных ответов преподавателями с оценкой в баллах (с учётом заранее проставляемой сложности задач). Сумма баллов в последующем определит долю оплаты студентом относительно максимума, так что группа наиболее удачно справившихся с задачами (с учетом трудности задач) будет учиться без оплаты, а справившиеся наихудшим образом должны будут оплачивать учебу двух человек - в случае, если не будет оплаты от государства или от спонсоров. Доли оплаты со стороны студентов будут в последующем гибко меняться в зависимости от успешности регулярно проводимых тестирований и экзаменов. Очное обучение с 13 до 30 лет, заочное - неограниченно. Подбор преподавателей: через конкурсы, включающие оценку предложенных программ, искусство преподавания, преподнесения знаний и навыков (логика, образность, язык, этика общения с учащимися…). Официально преподаватели приглашается на одну неделю без выезда с территории вуза. За эту неделю преподаватель обязан будет изложить все базовые основы своего предмета. Однако в зависимости от результатов оценок преподавателя студентами ему может быть предложено остаться на следующую неделю для чтения лекций в вечернее время (максимум ещё на одну неделю). Параллельно по каждому предмету будут работать два преподавателя с разными или даже противоположными взглядами (позициями). Это обеспечит активное погружение в каждый предмет на одну-две недели с возможностью всесторонней оценки предмета. Планируется приглашение лучших специалистов России, Запада и Востока. Будут привлекаться не только профессионалы-преподаватели, но и успешно состоявшиеся своим трудом и умением бизнесмены, изобретатели, конструкторы социальных изобретений, ученые, политики, управленцы и т.д. Проведение занятий В целом создание такого вуза предполагает погружение в максимально благоприятную для творчески активных личностей социальную, культурную и музыкальную среду, с минимальной внешней телекоммуникацией (кроме актуальных сведений типа последних известий). Возможно, наилучшим будет режим пансионата (закрытое проживание с возможностью отъезда в воскресенье). Кроме фундаментальной теоретической подготовки по отобранным предметам, будет обучение работать не только головой, но и руками (например, на строительстве новых корпусов вуза), обязательная практика на предприятиях и в организациях, обязательная физическая подготовка, внедрение культуры общения, деловой и личной этики и т.д.. Все уроки будут идти с записью на аудио- и видеокассеты для использования менее успевающими студентами или отсутствующими (например, из-за присутствия на параллельно идущем уроке) и для продажи за пределами вуза. Для отдыха и в воспитательных целях будут приглашаться наиболее талантливые театральные и музыкальные коллективы. Особо тщательный отбор музыкальных программ для музыкального фона - из наиболее достойных представителей всех музыкальных жанров. Университет не будет кастовым учебным заведением, ибо, во-первых, каждый может пойти в него учиться (но с оплатой обратно пропорционально своим творческим способностям); во-вторых, аудио- и видеозаписи, специально подготовленные учебники и учебные пособия будут распространяться и вне пределов МГУТ. Участники создания проекта, по мере подключения к разработке: Минин Б.А. (МАОР)-руководитель, Соколин В.В. (МАОР), Тихонов Р.М. (МАОР), Муравьева В.А. (МВД), Кириллова А.Н. (ИРЭИ)… Список открыт. Состав разработчиков проекта в основном подобран. Но представленная концепция потребует обсуждения и взвешивания. К обсуждению и разработке в дальнейшем будет привлечен ряд известных специалистов "традиционного" и "нетрадиционного" направлений, показавших наилучшие результаты, специалисты префектур, Департамента образования г. Москвы и Министерства образования России, а если проявится необходимость и будут необходимые финансовые возможности, то и соответствующие зарубежные специалисты.

Контактные телефоны: 241-39-03, 241-38-08, 475-96-28, 212-37-49





Первому Заместителю Министра образования России


О КАЧЕСТВЕ (ЭФФЕКТИВНОСТИ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОЗДАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ЕЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
Состояние системы образования
В настоящее время все или почти все страны западной ориентации обеспокоены низким уровнем образования, очень плохо адаптированного к актуальным потребностям жизни. На это указывают структуры, рекрутирующие молодой человеческий потенциал, об этом говорит высокая безработица среди молодежи и т.д. Массовые наблюдения грамотности выпускников даже гуманитарных институтов и факультетов создают удручающее впечатление. Программы литературных уроков забиты зубрежкой не лучших, если не худших произведений. Головы школьников, а зачастую и студентов забиваются массой ненужных знаний, формул, экзотических, практически неупотребляемых слов и выражений - видимо, так автор каждого следующего учебника показывает свой "уникальный" научный уровень перед своими коллегами и попросту зарабатывает на дополнительный бутерброд. Чрезвычайно малая оплата труда учителей и преподавателей вынуждают многих из них хитрить, оставляя самое ценное в своих знаниях на послешкольное образование (платное). Ученикам в школах и студентам в ВУЗах дают застывшие знания. Их не учат ни истокам творчества по историческим примерам, ни собственному творчеству и тем более оценке творческого труда. На написание школьных и вузовских учебников тратятся огромные средства из бюджетов разных уровней, в том числе и из бюджета семей. И в то же время никаких особых преимуществ любого из последних перед предыдущими не наблюдается, кроме разве что обыгрывания тех или иных мелких деталей, которые выдают за достижение современной науки (при потере за счет этого многого ценного от прежних). О состоянии механизмов развития и саморазвития системы образования.
Главное, что учебные заведения практически не охвачены механизмами обратной связи ни по конечным, ни по промежуточным результатам своей деятельности. Не говоря уже об индивидуальной оценке деятельности педагогов. Все еще нет регулярной оценки качества педагогов и со стороны, и поэтому у них практически отсутствуют стимулы для образования и самосовершенствования, даже в смысле простой этики общения с учениками. Слишком поздно идет дифференциация учащихся школ по наклонностям и по уровню успеваемости с соответствующей оптимизацией состава изучаемых предметов. И результаты печальны: учащиеся с абсолютно искривленным сознанием и агрессивностью по отношению к любой науке - и плохой, и хорошей. Но главное, кто от этого страдает, - общество. Ибо все это не может не приводить к торможению общественного развития всей страны. Ущерб от этого в денежном эквиваленте еще предстоит определить. Но то, что сеть Интернета полна предложениями на этот счет, говорит само за себя. Причем многие зарубежные страны уже приступили к радикальной реорганизации своей системы образования. Давняя ссылка на нашу лучшую систему образования как на аргумент для отклонения нашей страны от этой современной тенденции не позволяет нам закрывать глаза на истинное положения дел сегодня. По результатам исследований (просьба указать) Россия оказалась на предпоследнем месте. Ибо западные страны после достигнутого нами когда-то уровня за следующие десятилетия ушли далеко вперед. По данным СПС, объявленных на предвыборных теледебатах 2003г., у молодежи сейчас две основные проблемы: проблема образования и трудоустройства. Надо так понимать, у "необразованных" - устроиться учиться или найти работу, у "образованных" - найти работу. При всей своей загружаемости учеников школ и ВУЗов (исключение, пожалуй - ПТУ), их выпускники почти не пригодны к вступлению в жизнь, к поступлению на работу даже на самые низкие должности. Основные причины хорошо известны: это катастрофические провалы в нескольких главных компонентах, которым абсолютно не уделяет внимание ни школа, ни институт. Это те компоненты, с которых любой коллектив мог бы начинать адаптацию любого нового члена: это умение грамотно писать тексты на заданную тему. Плюс, желательно, ожидание от нового работника творческого импульса - уже хотя бы от свежего взгляда со стороны. И, наконец, вопросы воспитания: сегодняшний выпускник в массе не имеет ни тяги к труду, ни умения работать (вкалывать), ни избытка этики общения в трудовом коллективе. Какой коллектив захочет добровольно получить себе такого коллегу? - А ведь на любой серьезной работе, включая даже индивидуальную торговлю, это - главные компоненты! Тогда чего удивляться, что выпускник школы или института, зная формально разные ненужные стихи и формулы, не может устроиться на работу, а устроившись - вынужден все начинать с переучивания. И что у нас среди молодежи такой высокий процент безработных? Не пора ли учебным заведениям срочно догонять жизнь, в корне позитивно меняя профили своей работы, а соответствующим министерствам и департаментам - создать зримые стимулы к таким переменам? Заодно, кстати, и для своих сотрудников тоже? Опыт западных стран. Стоит обратить внимание на страны, занявшие в упомянутом выше рейтинге первые места. Это Финляндия и Австралия… (добавить бы. Но………. Возможные пути для России. Итак, речь идет уже не о необходимости - это всем ясно, а о возможности менять устоявшиеся порядки. Пусть хотя бы медленно, с минимумом отрицательных эмоций у сегодняшних организаторов образовательного процесса в образовательных учреждениях, но все же в нужную сторону. Очевидно, для этого здоровыми научными силами должны быть выработаны общие принципы механизмов реорганизации принципов образования, начиная от объективных критериев оценки эффективности образовательной деятельности с позиции потребностей общества и, конкретнее, - потребностей организаций, фирм, ищущих себе трудовую силу. Эти критерии прежде всего должны помочь освобождать школьные и институтские программы от ненужных предметов и ненужных частных фрагментов нужных предметов, плюс заставлять насыщать нужными, учить элементам творчества и грамоте естественного, а не экзотического русского языка. Критерии должны быть явно многоуровневыми, начиная от оценки учителя учениками, преподавателя - студентами до оценки обществом готового массива выпускников после окончания, вплоть до оценки школы, ВУЗа по процентам успешно устроившихся в жизни. Наверняка, в случае серьезного привлечения к работе упомянутых здоровых научных сил к работе по формулированию таких критериев они сумеют разработать целый спектр реально измеряемых показателей, которые можно будет применять на практике. Но главное условие их применимости - если серьезность темы воспримет Минобразование и оно при поддержке Правительства, а потом и Думы сумеет найти и ввести, вначале - по крайней мере для экспериментальных школ и Вузов-добровольцев - реальные стимулы по этим индикативным показателям - таким, чтобы это влияло и на финансовое состояние, и на имидж заведения. Вне сомнения, такая разработка индикаторов и введения системы стимулов санкций должна вестись с учетом опыта зарубежных стран, а лучше всего - если удастся, заинтересовать кого-либо из зарубежных коллег: учителей, преподавателей, администраторов школ, ВУЗов или даже специалистов из департаментов министерств. И работу провести совместно с ними. Почти десятилетний опыт работы членов Международной Академии общественного развития и Федерального Центра сертификации по организации в стране системы сертификации качества товаров и главное - услуг, работа в составе Российской экспертной лиги при Правительстве России позволяет утверждать, что в принципе вопрос объективной количественной оценки качества услуг образования - вопрос вполне решаемый, и тогда главным останется не менее трудный вопрос организации управляющих воздействий, стимулов и санкций - трудный, если иметь в виду очень высокую психологическую составляющую переориентации учителей и преподавателей, дефицит педагогических кадров и низкую оплату их труда. Но начинать надо видимо с выяснения заинтересованности в принципе что-либо менять Минобразования РФ, а также региональных департаментов образования.
Ждем реакцию и доработки. Б.А. Минин
Hosted by uCoz