Общественная экспертиза: Закон об экспертизе


Главная страница
Общая информация
Закон об экспертизе
Автомобили
Общегражданский совет
Новости
 


































































































































 
































































































 
































































































 
































































































 
































































































 
































































































 
































































































 
































































































 
































































































 
































































































 
































































































 
































































































 






































Проект, вторая редакция
10 ноября 2003 года
Закон Российской Федерации
"ОБ ОСНОВАХ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕАЛИЗОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ"

Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с назначением и проведением государственной и общественной (гражданской) экспертизы последствий от явлений природных или техногенных: готовящихся и подготовленных к реализации, реализуемых и реализованных проектов решений, законсервированных и функционирующих объектов, результатов действий, предпринятых властными структурами, коллективами и общественными организациями, предпринимателями и отдельными лицами (далее: экспертизы; экспертизы последствий). Независимо от вида экспертизы, - государственной или общественной, т.е. проводимой, соответственно, государственными или гражданскими организациями или по их заказу, независимо от характера участников экспертной деятельности Закон устанавливает единые задачи и принципы проведения экспертизы последствий, определяет полномочия и ответственность экспертных организаций и экспертов, правила использования результатов экспертизы и ответственность лиц, принимающих решение, за ущерб от неиспользования или неправомерного использования этих результатов, а также устанавливает определенные различия при государственной и общественной экспертизе. Целью настоящего закона является повышение объективности и обоснованности оценки последствий (результатов) любых действий (или бездействия) с позиции интересов общества и государства. Правовое обеспечение экспертизы последствий состоит из настоящего закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных актов Российской Федерации. Проведение отдельных профессиональных видов экспертизы (научно-технической, медицинской, психиатрической, криминалистической, строительной и т.п.) регулируется специальными законами и иными нормативными актами. В соответствующей части указанные акты должны быть скорректированы с учетом требований настоящего закона.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Понятие экспертизы последствий

1. Экспертиза последствий - установленная законом деятельность уполномоченных организаций (экспертных организаций) и физических лиц (экспертов), направленная на исследование и оценку определенного объекта, подготовку и оформление выводов и рекомендаций (экспертных заключений) по поводу общественных и государственных последствий от функционирования предмета экспертизы.
2. Экспертное заключение носит рекомендательный характер.
3. Заключение по результатам экспертизы является собственностью заказчика, если иное не предусмотрено законодательством и договором подряда на проведение государственной экспертизы.
4. Вне зависимости от требований заказчика негативные или позитивные для общества (или отдельных лиц) результаты экспертного исследования должны быть доведены до общественности и этих лиц.

Статья 2. Задачи экспертизы


1. Задачами экспертизы являются:
· оценка объекта и предмета экспертизы в соответствии с поставленными задачами по выявлению экономических, материальных, социальных, моральных, экологических и иных последствий от наличия и функционирования объекта экспертизы.
· выяснение вопросов, требующих дополнительных познаний для дальнейшего повышения объективности и точности решения первой задачи
2. Дополнительные задачи экспертизы определяются в задании на проведение экспертизы в соответствии с видом и предметом экспертизы, в том числе: установление объективных фактов, обстоятельств и ситуаций, связанных с объектами экспертизы, обеспечивающих обоснованность и достоверность принимаемых решений; проверка соответствия объектов экспертизы требованиям законодательства;
Экспертное задание может включать одну или несколько задач экспертизы.

Статья 3. Принципы экспертизы

Объективность экспертизы основывается на выполнении следующих требований: обязательность проведения экспертизы по предметам, установленным настоящим законом; компетентность и заинтересованность экспертных организаций и экспертов в объективных выводах по результатам экспертизы; независимость экспертных организаций и экспертов по осуществлению своих полномочий и невмешательство в их деятельность лиц, представляющих чьи-либо интересы; материальная ответственность экспертных организаций, экспертов за допущенный ущерб от необъективной экспертизы, устанавливаемая настоящим законом; соблюдение законности методических правил при экспертных процедурах; полнота экспертного исследования, соответствующего современному мировому уровню научных и технико-технологических знаний с учетом установленных норм и правил экспертизы, российских и международных стандартов; недопустимость преследования экспертов в связи с экспертной деятельностью, соответствующей настоящему закону; недопустимость оплаты экспертов в зависимости от результатов экспертизы.

Статья 4. Объект и предмет экспертизы


1. Предмет экспертизы: фактические или потенциальные последствия от воздействия проектируемых (планируемых), функционирующих или существующих (в наличии) объектов, фактически или потенциально (в предопределенном будущем) затрагивающие интересы отдельных лиц, общества и государства;
2. Объект экспертизы: информация, подлинность которой надлежащим образом удостоверена; физические предметы и иные материальные носители, содержащие информацию о предмете экспертизы, а также другие исходные данные, необходимые для решения задач экспертизы и представленные для проведения экспертизы в порядке, установленном настоящим законом. Объектами экспертизы могут являться: Проекты, проектная документация и программы, подлежащие утверждению уполномоченными государственными органами; проекты международных договоров и соглашений, вносимые в установленном порядке для подписания и ратификации (денонсации); проекты законов и иных нормативных актов, разрабатываемые по заданию должностных лиц, органов и организаций, наделенных правом законодательной инициативы; научно-технические и инвестиционные программы и проекты, разрабатываемые по инициативе государственных органов; размещаемые на конкурсной основе государственные заказы; предлагаемые для финансирования за счет государственного бюджета (средств государственной бюджетной системы) проекты и программы строительства жилищных и нежилых объектов; объекты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций; подготавливаемые, подготовленные, планируемые к реализации и реализованные решения, проекты, материальные объекты, отдельные акции, деяния, любая текущая деятельность или бездеятельность субъектов на объекты воздействия - граждан, коммерческие предприятия, государственные организации и общество в целом. Государственные органы и должностные лица несут ответственность за необеcпечение представления для экспертизы объектов, указанных в настоящей статье.
3. Оцениваемые последствия:
· ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, определяющие изменения экономических показателей объекта воздействия - объемов производства, цен на продукцию, прибыли и т.д.;
· СОЦИАЛЬНЫЕ, определяющие изменения материальных доходов, свободного времени населения или отдельного человека, экологических, санитарно-гигиенических, физических и морально-психологических условий жизнедеятельности и других социальных ценностей граждан;
· ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, определяющие изменения живой и неживой природы, существенные для человека, человеческого сообщества в настоящем и в предвидимом будущем;
· ДУХОВНЫЕ, определяющие существенные для общества изменения морально-нравственных убеждений, веры, художественных предпочтений граждан;
· ПОЛИТИЧЕСКИЕ, определяющие государственный престиж, уровень доверия к государственным институтам со стороны населения страны и других стран и иные, если они достоверно определены.
4. Субъекты экспертизы - эксперты и экспертные организации: представители государственных, общественных (гражданских) организаций и независимые лица, квалификация которых в области экспертной деятельности удостоверена соответствующими компетентными органами.
5. Средства экспертизы: нормативные акты и официально утвержденные методические пособия, а также имеющиеся в научной и иной литературе в достаточной степени обоснованной методы и методики экспертизы и оценки, определяющие:
· правила выявления и оценки последствий от разных видов воздействия, расчета ущерба или эффекта для объекта (объектов) воздействия,
· меру ответственности субъектов воздействия за допущенный ущерб в виде его компенсации объектам нанесения ущерба,
· меру ответственности субъектов экспертизы за неадекватность оценки и недоучет негативных и/или позитивных последствий путем компенсации нанесенного при этом ущерба в доли, определяемой в договоре подряда на проведение экспертизы или в типовом положении, утверждаемом вместе с данным законом.

Статья 5. Субъекты государственной экспертизы

1. Субъектами экспертизы являются инициаторы, заказчики и исполнители экспертизы, а также иные участники экспертной деятельности, определенные в договоре на осуществление экспертных работ
2. Заказчиками государственной экспертизы могут быть должностные лица, государственные органы, организации и учреждения, уполномоченные в принятии решений о проведении государственной экспертизы. Заказчикам и общественной (гражданской) экспертизы могут быть государственные органы, общественные организации, отдельные лица.
3. Исполнителями экспертизы являются специализированные компетентные экспертные организации силами собственных сотрудников и привлекаемых лиц и самостоятельные физические лица (самостоятельные эксперты), уполномоченные осуществлять соответствующую экспертизу.
4. Экспертные организации и эксперты, участвующие в проведении государственной экспертизы, могут быть аккредитованы при государственных органах, организациях и учреждениях, уполномоченных принимать решение о проведении государственной экспертизы последствий.
5. Экспертные организации и эксперты, взявшие на себя ответственность за проведение общественной (гражданской) экспертизы последствий, должны быть аккредитованы в общественных (гражданских) организациях, уполномоченных принимать решение об аккредитации на право проведения такой экспертизы

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ



Статья 6. Права и обязанности заказчика государственной экспертизы

1. Заказчик экспертизы имеет право:
назначать экспертизу, определять объект и предмет экспертизы, ее тематику, участников и исполнителей экспертизы, сроки ее проведения; осуществлять подбор, отвод или замену экспертной организации (эксперта), получать у экспертной организации (эксперта) разъяснения и консультации относительно подготовки и проведения экспертизы; получать информацию о ходе проведения экспертизы на всех стадиях экспертного процесса, давать экспертной организации (эксперту) письменные или устные пояснения, замечания, рекомендации по проведению экспертизы; знакомиться с промежуточными и конечными выводами экспертизы; использовать экспертное заключение и другие результаты экспертизы по своему усмотрению, если законодательством не предусмотрена обязательность такого использования; создавать реестры (базы данных) экспертных организаций и экспертов, экспертных заключений и других результатов экспертных работ, если это не наносит вреда государству и обществу; согласовывать степень конфиденциальности экспертных работ (исключая сведения об общественных последствиях); передавать в порядке, предусмотренном законодательством или договором подряда на проведение государственной экспертизы, отчуждаемые полномочия заказчика экспертизы представителям (субъектам) для совершения определенных действий от имени заказчика экспертизы.
2. Сбор и распространение информации об экспертных организациях и экспертах осуществляется только с их согласия, если иное не предусмотрено законодательством, установленными регламентами и правилами проведения экспертизы, договором подряда на проведение экспертизы или заданием на проведение экспертизы.
3. Заказчик экспертизы обязан:
назначать экспертизу в случаях, предусмотренных настоящим законом (ст. 8); представлять на экспертизу соответствующие объекты и сопроводительные материалы к ним, а в необходимых (предусмотренных законом) случаях - выводы предшествующей экспертизы; ставить в известность исполнителя экспертизы обо всех известных рисках, связанных с объектом экспертизы; в полном объеме финансировать проведение работ по экспертизе в соответствии со сметой расходов, предусмотренной договором подряда на проведение экспертизы; способствовать экспертной организации и эксперту в проведении всестороннего, объективного, научно обоснованного комплексного анализа объектов экспертизы, выработке независимой экспертной оценки последствий от его функционирования (существования); передавать экспертной организации и(или) эксперту в сроки, установленные договором подряда на проведение экспертизы или заданием, необходимые материалы, расчеты, данные, дополнительные сведения, которые касаются объектов экспертизы; обеспечивать конфиденциальность экспертных работ и анонимность экспертов в случаях, предусмотренных законодательством и договором подряда на проведение экспертизы; возмещать полностью моральный и материальный ущерб, причиненный неправомерными действиями или неучетом рекомендаций экспертизы; по окончании экспертных работ предоставить каждому эксперту удостоверение - о его участии в проведении соответствующих работ.

Статья 7. Права и обязанности исполнителя экспертизы

1. Исполнитель экспертизы имеет право:
выбора методов и способов проведения экспертизы, если иное не установлено законом или договором подряда на проведение государственной экспертизы; знакомиться в установленном порядке с материалами, необходимыми и достаточными для подготовки требуемого заключения, в том числе представляющими коммерческую, служебную или государственную тайну, относящимися к предмету и объекту экспертизы, делать выписки из них и снимать копии; для государственной экспертизы - свободного доступа к государственным базам данных, к другим государственным источникам информации по вопросам, связанным с объектом государственной экспертизы; заявлять ходатайства о представлении дополнительных объектов экспертизы и иной информации, самостоятельно осуществлять в установленном порядке сбор дополнительной информации, относящейся к предмету и объекту экспертизы с разрешения или с уведомлением заказчика экспертизы; принимать участие в проведении экспертного анализа и оценки объектов экспертизы на всех стадиях проведения экспертизы; свободно излагать мнения и суждения в процессе проведения экспертизы, способствующие достижению целей и задач экспертизы; ходатайствовать о привлечении к проведению экспертизы других экспертных организаций и(или) экспертов; давать разъяснения и делать заявления по поводу толкования экспертного заключения или других результатов экспертизы, в т.ч. относительно условий и степени достоверности своих выводов; не согласовывать свои выгоды с вышестоящими лицами; обжаловать в установленном порядке действия лиц, препятствующих экспертному процессу; осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством или договором подряда на проведение экспертизы, отчуждаемые полномочия заказчика экспертизы; при необходимости, с учетом требований конфиденциальности, использовать результаты и методы экспертизы в учебных и иных целях.
2. Исполнитель экспертизы имеет право отказаться от проведения экспертизы в случаях:
а) нарушения установленного порядка назначения экспертизы, которое существенно затрудняет или делает невозможным ее проведение;
б) недостаточности объектов исследования для дачи экспертного заключения, если исчерпана или не предоставлена возможность дополнить их;
в) отсутствия или не предоставления условий, необходимых для проведения исследования и подготовки экспертного заключения согласно экспертному заданию;
г) выхода поставленных в задании на проведение государственной экспертизы вопросов за пределы компетенции (специальных познаний) эксперта;
д) угрозы жизни, свободе, репутации или здоровью эксперта, выходящей за рамки профессионального риска. Мотивированный отказ эксперта от проведения экспертизы должен быть представлен в письменном виде заказчику экспертизы.
3. Исполнитель (государственной) экспертизы не вправе: отказаться от участия в экспертизе при наличии заинтересованности его или его организации в ее объективных результатах при отсутствии предусмотренных законом оснований для своего отвода от участия в экспертизе; вступать в контакты с участниками экспертного процесса по вопросам, ставящим под сомнение его добросовестность или свидетельствующим о ненадлежащей заинтересованности в решении, которое будет принято на основе его экспертного заключения; для проведения государственной экспертизы самостоятельно собирать информацию без согласия или ведома заказчика экспертизы; уничтожать объекты экспертного исследования либо существенно изменять их свойства без письменного разрешения заказчика экспертизы.
4. Эксперт при проведении экспертизы обязан: предъявлять по требованию заказчика экспертизы документы, подтверждающие профессиональную квалификацию и опыт работы эксперта; при наличии или возникновении предусмотренных законом оснований для своего отвода в качестве эксперта немедленно письменно заявить об этом заказчику экспертизы; провести полное исследование представленных ему объектов экспертизы и дать объективное и обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам; явиться по вызову должностного лица - представителя заказчика экспертизы для личного участия в экспертном процессе; давать в порядке, предусмотренном законодательством, показания по вопросам, поставленным в задании на проведение экспертизы и отмеченным в экспертном заключении; не разглашать информацию, которая стала ему известна в связи с проведением экспертизы, отнесенную к категории, охраняемой законом, государственной, служебной или коммерческой тайны, а также иную конфиденциальную информацию, оговоренную в договоре подряда на проведение государственной экспертизы, исключая данные об общественных последствиях.
5. Эксперт не вправе вступать в говор с третьими лицами, имеющих нендлежащую заинтересованность в получения определенного экспертного заключения. Ненадлежащей заинтересованностью в данном случае понимается корыстная выгода для ограниченного круга лиц.
6. Права и обязанности эксперта возникают на основании заключенного с ним договора подряда на проведение экспертизы и(или) трудового договора, заключенного с самостоятельным экспертом, если экспертиза осуществляется экспертом в порядке служебного задания.
7. Эксперт несет ответственность за нарушения законодательства об экспертизе, невыполнение условий договора подряда на ее проведение, в т.ч. материальная ответственность за ущерб от неправомерных или неполных выводов.
8. Государство гарантирует реализацию прав эксперта, участвующего в проведении государственной и общественной (гражданской) экспертизы. Эксперт вправе в судебном порядке обжаловать действия лиц, нарушивших права эксперта.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ



Статья 8. Основания для проведения экспертизы

1. Основаниями для проведения государственной экспертизы являются: решение государственного органа о проведении государственной экспертизы, принятое в пределах установленных полномочий; предусмотренное действующим законодательством для граждан и организаций обязательное представление определенных объектов на государственную экспертизу; возникновение чрезвычайной ситуации; основанные на настоящем Законе требования граждан, предприятий и общественных организаций по вопросам, затрагивающим их интересы, в том числе - заключения негосударственных экспертиз; получение новой информации о природе, техносфере и обществе, позволяющей дать иные ответы на вопросы ранее проведенной экспертизы.
2. Основаниями для проведения общественной (гражданской) экспертизы являются имеющиеся данные о нарушении интересов физических лиц, общественных организаций и соответственно о нанесении им вреда (ущерба) - физического, материального, социального и морального или вреда природе, ее флоре и фауне (экологического вреда).

Статья 9. Решение о проведении экспертизы

1. Решение о проведении экспертизы должно содержать следующие сведения:

дата и место его вынесения;
дата назначения начала экспертизы;
наименование органа и должности лица, назначившего экспертизу;
поставленные перед экспертом вопросы;
представленные для экспертизы объекты;
особые условия обращения с объектами экспертного исследования, если они необходимы;
наименование экспертной организации, которой поручается проведение экспертизы, или сведения об эксперте, которому поручается проведение экспертизы;
иные необходимые сведения. 2. Государственная экспертиза считается назначенной с момента, указанного в решении о ее проведении. Заказчик приобретает установленные настоящим Законом права и обязанности с момента назначения экспертизы. Каждый эксперт (экспертная организация) приобретает установленные настоящим Законом права и обязанности с момента вступления в силу подписанного им договора подряда.

Статья 10. Договор подряда на проведение экспертизы

1. В договоре подряда на проведение экспертизы определяются:
стороны договора;
предмет и объект экспертизы;
условия проведения экспертизы;
права и обязанности сторон;
сроки проведения экспертизы;
порядок расчетов;
условия, влияющие на изменение или прекращение договорных отношений;
ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора;
другие существенные для сторон условия.
2. В договоре подряда на проведение государственной экспертизы могут быть оговорены дополнительные условия:
право собственности на конечный, промежуточный и побочный результаты экспертизы;
обязанности заказчика по представлению специальной информации об объекте и предмете экспертизы;
условия и режим доступа к справочным и информационным материалам, базам данных и другим источникам информации, содержащим государственную, коммерческую тайну или иную конфиденциальную информацию;
условия и порядок привлечения специалистов к участию в отдельных действиях экспертного процесса;
другие дополнительные условия. 3. Обязательной частью договора подряда на проведение экспертизы является задание на проведение экспертизы, при необходимости - каждому эксперту самостоятельное

Статья 11. Обязательность экспертизы

1. Государственная экспертиза обязательна в случаях, когда установление, оценка или проверка фактов, существенных для принятия решения государственного органа, любых лиц принимающих решение, требуют особых исследований, которые не могут быть произведены без привлечения независимых квалифицированных специалистов;
2. Общественная экспертиза обязательна в случаях, когда государственная экспертиза не предусматривает оценку общественных последствий от реализации проектов или функционирующих объектов и имеются предположения (определенные доказательства) нанесения вреда (ущерба) от проектов, программ и функционирующих объектов.
3. Экспертиза обязательна в случаях, когда:
ее выводы могут иметь определяющее значение для принятия решения государственным органом или общественной организацией, органом судопроизводства и т.д.; заключение экспертизы не может быть заменено другими источниками информации.
4. Граждане, предприятия и общественные организации имеют право требовать проведения государственной экспертизы указанных в настоящем Законе объектов и ознакомления с результатами проведенных экспертиз, если эти результаты окажут существенное влияние на моральное и материальное состояние указанных физических и юридических лиц. Отказ государственных органов от организации и проведения таких экспертиз может быть обжалован в суде.
5. При наличии сомнений действует презумпция обязательности экспертизы.
6. В иных случаях вопрос о назначении экспертизы решается заинтересованным государственным органом или общественной организацией.

Статья 12. Дополнительная и повторная экспертиза


1. Дополнительной является экспертиза, которая назначается для восполнения пробелов в ранее проведенной экспертизе. Проведение дополнительной экспертизы поручается тому же или другому исполнителю экспертизы.
2. Повторной является экспертиза, назначенная в связи с сомнением у заказчика экспертизы в правильности или обоснованности ранее полученного заключения экспертизы по тем же вопросам. Проведение повторной экспертизы поручается другому исполнителю экспертизы.
3. Назначение повторной или дополнительной экспертизы должно быть мотивировано заказчиком.
4. Назначение дополнительной или повторной экспертизы осуществляется с соблюдением требований статей 8 - 11 настоящего закона.

Статья 13. Комиссионная экспертиза


1. Комиссионной экспертизой является экспертиза, которая проводится несколькими исполнителями экспертизы одной экспертной специальности (тематическая экспертиза) либо несколькими исполнителями экспертизы разных экспертных специальностей, смежных по предмету, объекту или методу проводимых экспертных действий (комплексная экспертиза).
2. Необходимость комиссионной экспертизы определяется заказчиком экспертизы. Обязательность комиссионного характера государственной или общественной (гражданской) экспертизы определяется по правилам для назначения государственной или общественной экспертизы (статья 11 настоящего закона).
3. Экспертная комиссия создается по решению заказчика экспертизы, принимаемому в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего закона.
4. Экспертная комиссия может создаваться на временной или постоянной основе. Экспертная комиссия руководствуются в своей деятельности настоящим законом и положением об экспертной комиссии, утверждаемым заказчиком экспертизы.
5. При проведении комиссионной экспертизы каждый из экспертов в полном объеме проводит исследование исходя из полученного личного задания на проведение экспертизы и совместно с другими членами комиссии оценивает полученные результаты. В заключении экспертизы указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какую информацию он лично получил.
6. Каждый эксперт участвует в подготовке экспертного заключения исходя из полученного личного задания на проведение экспертизы. После проведения необходимых экспертных действий все участники экспертной комиссии совместно оценивают полученные результаты.
7. В случае, если заказчиком экспертизы не выполнены требования комиссии о предоставлении каких-либо имеющихся у заказчика материалов или информации или о включении в состав комиссии дополнительных экспертов для исследования выявившихся в ходе экспертизы новых проблем, члены комиссии по своему единогласному решению имеют право составить, подписать и передать заказчику акт о невозможности проведения экспертизы по указанным причинам.

Статья 14. Полномочия председателя экспертной комиссии

Председатель экспертной комиссии осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим законом и положением об экспертной комиссии. Председатель экспертной комиссии:
организует осуществление экспертных действий, вытекающих из настоящего закона, и несет персональную ответственность за неполноту и неадекватность экспертизы в соответствии с нанесенным ущербом. Правила начисления и компенсации нанесенного ущерба определяются Инструкциями (Положениями), являющимися неотъемлемой частью данного закона. дает отдельным экспертам личные задания по более глубокой проработке вопросов, относящихся к их специальности, и подготовке соответствующих разделов сводного заключения; в случае разногласий между членами комиссии по какому-либо вопросу принять окончательное решение по формулировке соответствующего положения в сводном заключении комиссии; ограничить круг третьих лиц (кроме экспертов, но включая заказчика и его представителей), принимающих участие в отдельных заседаниях экспертной комиссии или во время выполнения иных экспертных действий; по завершении экспертизы направить ее заказчику свои рекомендации о целесообразности или нецелесообразности использования отдельных членов экспертной комиссии в последующих экспертизах.

Статья 15. Полномочия руководителя экспертной организации

Руководитель экспертной организации после получения экспертной организацией заказа на проведение экспертизы организует осуществление экспертных действий, вытекающих из настоящего закона и договора подряда на проведение экспертизы, и несет персональную ответственность за это.

Статья 16. Обеспечение объективности и полноты экспертизы

1. Объективность и полнота экспертизы обеспечиваются:

подлинностью и полнотой информации, предоставленной для проведения экспертизы;
правом эксперта требовать представления дополнительной информации и сведений в случае неполноты или противоречивости исходных данных, а также правом эксперта отказаться от дачи заключения в предусмотренных законодательством случаях;
обязанностью эксперта дать письменное заключение по существу экспертного задания с подробным изложением хода и результатов экспертизы;
персональной ответственностью эксперта за недобросовестное отношение к порученному экспертному заданию пропорциальному нанесенному ущербу;
правом заказчика экспертизы оценить результаты заключения экспертизы по существу;
правом заказчика государственной экспертизы назначить в предусмотренных законом случаях дополнительную, повторную, комиссионную и комплексную экспертизу;
правом лиц, имеющих в результатах экспертизы охраняемый законом интерес, требовать назначения экспертизы, в том числе дополнительной, повторной, комиссионной и комплексной, а также заявлять требование о привлечении или отводе экспертной организации (эксперта).
2. Заказчик государственной экспертизы при получении от лиц, имеющих в результатах экспертизы охраняемый законом интерес, требования о назначении государственной экспертизы (в том числе дополнительной, повторной, комиссионной и комплексной) или требование о привлечении или отводе экспертной организации (эксперта), обязан удовлетворить это требование либо отклонить его в установленном законом порядке. Отказ в удовлетворении заявленного требования должен быть обоснован и сообщен заявителю.

Статья 17. Обеспечение компетентности исполнителя экспертизы

1. Компетентность исполнителя экспертизы обеспечивается: свободой заказчика экспертизы выбирать экспертные организации и экспертов, приглашаемых для проведения государственной экспертизы; обязанностью государства обеспечить условия для подготовки и повышения квалификации экспертов и их аттестации по уровню соответственно или выше установленного перечня требований; государственной аккредитацией экспертных организаций и аттестацией экспертов на уровень подготовленности для проведения экспертизы последствий.
2. Компетентность исполнителя экспертизы определяется наличием специальных знаний, квалификации и профессионального опыта в определенной области, необходимых для выполнения экспертного задания.

Статья 18. Присутствие третьих лиц при проведении экспертизы

1. При проведении экспертизы вправе присутствовать третьи лица, предусмотренные законодательством или договором подряда на проведение экспертизы.
2. Третьи лица, присутствующие при проведении государственной экспертизы, не имеют права вмешиваться в ход экспертного процесса, но могут пользоваться правами, вытекающими из законодательства или договора подряда на проведение государственной экспертизы.
3. Не допускается присутствие третьих лиц:

при составлении заключения экспертизы;
на совещаниях экспертов, если проводится комиссионная или комплексная экспертиза;
если это присутствие может помешать экспертному процессу.
4. Если третье лицо, присутствующее при проведении экспертизы, препятствует экспертному процессу, то любой эксперт вправе приостановить экспертные действия, немедленно сообщить об этом заказчику экспертизы и потребовать от него устранения препятствий экспертному процессу. Заказчик государственной экспертизы в этом случае должен или удовлетворить требование эксперта или мотивированно отказать в удовлетворении этого требования.
5. Отказ заказчика экспертизы удовлетворить требование эксперта об устранении препятствий экспертному процессу является для эксперта основанием своего отвода от участия в экспертизе.
6. Решение о присутствии привлеченных экспертов на разных этапах экспертизы решает председатель экспертной комиссии.

Статья 19. Заключение экспертизы последствий

1. Заключением экспертизы является документ, подготовленный исполнителем экспертизы, содержащий основные выводы по предмету и объекту экспертизы. При проведении комиссионной или комплексной экспертизы исполнитель экспертизы, ответственный за подготовку заключения экспертизы, определяется решением государственного органа или общественной организации о проведении экспертизы и договором подряда на проведение экспертизы.
2. Заключение экспертизы по предмету и объекту ее проведения должно содержать выводы относительно всех последствий для заказчика и общества от реализованного проекта и/или функционирующего, существующего объекта, о чем в постановляющей части заключения должна быть соответствующая формулировка. При невозможности дачи заключения исполнитель экспертизы составляет акт, который подписывается экспертами, имеющими такое мнение. Ответы на поставленные перед экспертизой вопросы не должны допускать многозначного толкования.
3. В случае несовпадения мнения экспертов по отдельным результатам экспертизы, экспертное заключение составляется из двух частей: в первой части описываются все согласованные выводы, а во второй части описываются все разногласия.
4. Эксперт, принимавший участие в экспертизе и согласный с постановляющей частью заключения экспертизы, обязан подписать это заключение.
5. Эксперт, принимавший участие в экспертизе, но не согласный с заключением, обязан подписать и приложить к заключению экспертизы мотивированное особое мнение.
6. Заключение экспертизы (а при наличии - особое мнение эксперта и/или акт о невозможности дачи заключения) представляется исполнителем экспертизы полномочному представителю заказчика экспертизы и с момента приемки является его собственностью.
7. Заказчик экспертизы, не оценивая обоснованности заключения, проверяет выполнение исполнителем экспертизы требований экспертного задания и договора подряда на проведение экспертизы и при выполнении этих требований оплачивает эту работу. Отказ от утверждения экспертного заключения по мотивам несогласия с экспертным заключением недопустим и может быть обжалован в судебном порядке.
8. Заключение государственной экспертизы хранится как документ строгой отчетности.
9. Надлежащие заверенные копии заключения экспертизы рассылаются заказчиком экспертизы всем заинтересованным лицам и участникам подготовки соответствующего решения государственного органа или общественной организации.
10. В случае, если решение государственного органа или общественные организации противоречит заключению экспертизы, то подлинный экземпляр заключения государственной экспертизы хранится вместе с подлинным экземпляром указанного решения, а государственный орган или общественная организация берет на себя полную материальную и иную ответственность за ущерб, нанесенный вследствие неучета выводов экспертизы.
11. Заключение общественной экспертизы (или его основная часть) подлежит опубликованию с соблюдением правил обеспечения государственной, коммерческой тайны и условий конфиденциальности полученной экспертами информации.

4. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ



Статья 20. Полномочия государственных органов по организации и проведению экспертизы последствий

1. Полномочия государственных органов по организации и проведению экспертизы определяются законодательством.
2. Государственные органы, ответственные за организацию экспертизы, в пределах своих полномочий: разрабатывают порядок и регламент проведения экспертизы; устанавливают правила определения срока и условий действия заключений по результатам проведения экспертизы; создают подведомственные экспертные органы, экспертные комиссии (советы) и специальные государственные экспертные организации, контролируют их деятельность; финансируют в установленном порядке осуществление экспертизы (ст. 24); организуют информационное, методическое и материально-техническое обеспечение экспертизы; проводят в установленном порядке государственную аккредитацию экспертных организаций и аттестацию экспертов.

Статья 21. Специальная государственная экспертная организация

1. В случае, если для экспертизы последствий по специальным предметам и объектам экспертизы объективно отсутствуют экспертные организации и эксперты, отвечающие требованиям настоящего закона, или такая экспертиза невозможна по другим законным основаниям, государственные органы вправе принять решение о создании в установленном порядке специальной экспертной организации.
2. Решение о создании специальной экспертной организации должно быть опубликовано в открытой печати с указанием перечня специальных видов экспертизы, для которых создана эта организация.
3. Специальная экспертная организация руководствуется в своей деятельности настоящим законом.
4. Специальная экспертная организация вправе осуществлять только экспертизу последствий для проведения которой она создана. Специальная экспертная организация может в установленном порядке заниматься научно-исследовательской, образовательной, а также предпринимательской деятельностью, если такая деятельность предусмотрена ее учредительными документами.

Статья 22 . Статус государственного эксперта последствий

1. Государственный эксперт последствий является основным участником экспертного процесса.
2. Статус государственного эксперта, его права и обязанности определяются настоящим законом.
3. Эксперты, участвующие в проведении государственной экспертизы, могут быть в установленном порядке аттестованы по уровню владения требуемыми знаниями и аккредитованы при государственных органах, уполномоченных быть заказчиком государственной экспертизы последствий. Порядок аттестации и государственной аккредитации экспертов устанавливается с учетом требований настоящего закона. Отказ государственного органа аттестовать или аккредитовать эксперта может быть обжалован в судебном порядке.
4. После прохождения аттестации и государственной аккредитации эксперту присваивается статус государственного эксперта. Государственный эксперт может быть наделен правами, оплатой труда, льготами и компенсациями, социальным, медицинским и пенсионным обеспечением, установленными для государственных служащих соответствующего уровня (ранга).
5. Аттестация и государственная аккредитация в качестве государственного эксперта для целей настоящего закона иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц - нерезидентов осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Статья 23. Порядок государственной аттестации и аккредитации экспертов

1. Аттестация обязательна для экспертов, осуществляющих проведение экспертизы в соответствии с настоящим законом на профессиональной основе.
2. Квалификационный аттестат, выданный эксперту по результатам его специальной экспертной подготовки, действителен на протяжении пяти лет. По истечении пяти лет эксперт должен пройти очередную аттестацию, подтверждающую соответствие профессиональной квалификации эксперта в области, соответствующей экспертной специальности.
3. Эксперт может быть аттестован по одной или нескольким специальностям.
4. Общие требования и процедура аттестации профессиональных экспертов утверждаются полномочным государственным органом.
5. Проведение аттестации возлагается на учебные заведения, осуществляющие подготовку экспертов, и экспертные организации, наделенные правами аттестационного центра.
6. Эксперты, аттестованные в соответствии с положениями настоящего закона, получают квалификационный аттестат единого образца.
7. На основе данных, полученных в результате аттестации экспертов, специально уполномоченная государственная организация ведет государственный реестр экспертов. Государственный реестр экспертов представляет собой общедоступное издание, содержащее систематизированные сведения об экспертах.
8. Эксперты в порядке, установленном настоящим законом для проведения государственной экспертизы, проходят государственную аккредитацию при соответствии государственной организации с выдачей свидетельства (аттестата аккредитации).
9. Эксперты в порядке, установленном настоящим законом для проведения общественной (гражданской) экспертизы, проходят аккредитацию при соответствии общественной организации с выдачей свидетельства (аттестата аккредитации).
10. Государственные органы и общественные организации, при которых аккредитованы эксперты, несут паритетную ответственность наравне с экспертами за допущенный ими ущерб. Рекомендации по правилам начисления ущерба (эффекта) и затрат на общественную экспертизу даны в Инструкции (Положении), являющейся неотъемлемой частью данного закона.

Признание дипломов об образовании, квалификационных аттестатов и других документов, их заменяющих, для иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляется при прохождении ими аккредитации.

5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ



Статья 24. Финансирование государственной экспертизы

1. Источником финансирования экспертизы является государственный бюджет и внебюджетные фонды.
2. Государственные бюджетные средства на проведение государственной экспертизы включаются в ассигнования на научно-исследовательские работы в долях, соответствующих ожидаемым государственным и общественным рискам планируемых результатов этих работ.
3. Государственная экспертиза, проводимая специальной государственной экспертной организацией, финансируется за счет государственных бюджетных средств, направляемых этой организации.
4. Порядок финансирования заказной государственной экспертизы в остальных случаях определяется бюджетным законодательством и договором подряда на проведение экспертизы.
5. Источником финансирования инициативной общественной (гражданской) экспертизы является средства исполнителя работ, лиц, принимающих решения, инициирующих ее проведения в целях своевременного предупреждения их возможных ущербах, которые необходимо компенсировать за свой счет либо о дополнительном общественном эффекте, который позволит требовать дополнительного финансирования работ. Кроме того, источниками финансирования общественной экспертизы могут быть местный бюджет (местные региональные и муниципальные фонды), средства частных лиц и общественных организаций. Эти средства возмещаются наносителем ущерба в случае его обнаружения. Условия и правила возмещения устанавливаются местным законодательством или через суд. Общие правила начисления и компенсации нанесенного ущерба определяются Инструкцией (Положением), являющейся неотъемлемой частью данного закона. Заказчик вправе часть планируемых на экспертизу средств направить на оплату услуг как экспертной организации, так и сторонних организаций, предоставляющих материалы, оборудование, транспорт и т.п., необходимые для проведения экспертизы, остальное выплатить как заработную плату экспертам, не состоящим в штате экспертной организации

Статья 25. Материально-техническое и иное обеспечение экспертизы

В обязанности заказчика экспертизы согласно договору подряда на проведение экспертизы может входить материально-техническое обеспечение, предоставление помещений, оборудования, транспорта, средств связи и т.п.

6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ



Статья 26. Регулирование международных отношений в области организации государственной экспертизы

1. Регулирование международных отношений в рамках организации и проведения экспертизы осуществляется на основе международных договоров и соглашений с учетом традиций, сложившихся в международной экспертной деятельности.
2. Заказчики экспертизы вправе приглашать для ее проведения представителей иностранных и международных экспертных организаций и иностранных экспертов, имеющих соответствующую квалификацию по профилю экспертной деятельности.
3. Экспертные организации и эксперты могут входить в международные экспертные организации, а также проводить экспертизу по заданиям международных организаций, иностранных государств, юридических лиц и граждан.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ



Статья 27. Виды нарушений законодательства об экспертизе

1. К нарушениям законодательства об экспертизе относятся:
фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения экспертизы;
создание препятствий проведению экспертизы;
уклонение от извещения должностных лиц, государственных органов, общественных организаций и населения, имеющих в предмете экспертизы охраняемый законом интерес, о выгодах экспертизы;
полнота выводов экспертизы и их фальсификация;
сокрытие от заказчика экспертизы оснований для отвода эксперта;
фальсификация сведений и данных о результатах проведения экспертизы;
принятие государственным органом или общественной организацией решения без проведения экспертизы, предусмотренной настоящим законом;
прямое или косвенное неправомерное вмешательство в экспертный процесс в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экспертизы.
2. Национальным законодательством могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об экспертизе.
3. В любом случае учитываются нарушения, результатом которых является нанесенный ущерб физическим или юридическим лицам, государству и обществу.

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства о государственной экспертизе

1. Лица, виновные в нарушении законодательства об экспертизе, несут ответственность в соответствии с законодательством в виде компенсации всего нанесенного по их вине ущерба.
2. Экспертные организации и эксперты, деятельность которых осуществляется с нарушением законодательства, регулирующего экспертизу, могут быть лишены государственной аккредитации или аттестации.
3. Решение государственного органа о лишении (отзыве) свидетельства об аккредитации или квалификационного аттестата может быть обжаловано в судебном порядке.

Редакция проекта закона "Об основах экспертизы последствий" подготовлена авторским коллективом: Минин Б.А. (Международная Академия общественного развития), Терехов А.Г. (Институт микроэкономики), Соколин В.В. и Фролова М.А. (Институт региональных экономических исследований). Руководитель проекта - Волков В.И., вице-президент Российской экспертной лиги, ответственный секретарь Экспертного совета при Правительстве РФ Законопроект выполнен на основе структуры и текстов ряда статей закона "О государственной экспертизе", который принят в качестве модельного закона для стран СНГ 07.12.2002г. Редакция проекта подготовлена авторским коллективом: Яковлевым А.И. (Международная инженерная академия) Александровым А.А. и Наумовым Е.А. (ГУ РИНКЦЭ) на основе проекта, разработанного членами Международной инженерной академии и Российской лигой экспертов при участии специалистов Республиканского научно-исследовательского консультационного центра экспертизы (ГУ РИНКЦЭ) под научным руководством секретаря Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Волкова В.И.

В процессе работы над законопроектом учтены замечания и предложения:
… …. С.А. Смоляка (ЦЭМИ РАН), Яковлева А.И. и других специалистов.
Hosted by uCoz